Десять вопросов Дмитрию Туркану

Десять вопросов Дмитрию Туркану

Наша встреча с Дмитрием Турканом состоялась после двухдневного мастер класса, который организовала Ассоциация Украинских Флористов в киевском Ботаническом саду им. Гришка. Его творческий путь начался 20 лет назад и за это время Дмитрий достиг бесспорных успехов! Особенно можно выделить его глобальные проекты: цветущий рояль для Lady Gaga на официальном открытии Первых Европейских Игр в Баку, церемония открытия музея архитектора Захи Хадид, публикации в International Floral Art 2014–2015, приз зрительских симпатий на Чемпионате Европы по флористике Florint в 2016 году, а в 2017 году Дмитрий стал серебряным призером World Garden Flower Show Japan и амбассадором Floral Fundamentals. В этом году Дмитрий Туркан примет участие в одном из самых масштабных флористических проектов - Singapore Flower Garden 2018, где в рамках Floral Windows to the World будет конкурировать с такими звёздами, как Timo Bolte, Frederic Dupre, Daniel Santamaria и др. Пожелаем же Дмитрию неиссякаемого вдохновения, сил и победы!


__________

Дмитрий, учитывая, что Ваши родители занимались цветами и Вы выросли среди них, можно сказать что выбор профессии стал для Вас обычными сложившимися обстоятельствами в жизни?

Да, скорее всего, это и есть стечение обстоятельств. С 8 лет вокруг меня были цветы. Только цветы. Выбирать особо не приходилось, не было такого - я буду флористом. Мне нужно было помогать родителям, особенно в пиковые праздники: 8 Марта или 1 Сентября. Я что-то “лепил”, пытался делать букеты. Но, свой флористический стаж начинаю отсчитывать с 15 лет, с момента, когда я продал свой первый букет.

Именно тогда Вы решили, что Вам нужно идти учиться?

Нет (смеется - ред.). Вообще это моя мама сказала: “Иди учись. Есть Степан Захарович на рынке. Будешь подметать, убирать. Понравится - будешь работать. Нет - нет”.

Судя по всему, Вам понравилось! И Вы начали учиться?

Да, своим первым учителем я считаю Степана Захаровича Кара. Его можно считать одним из основателей флористики вообще, и в Молдавии в частности. Именно он дал мне базовые знания, основы композиции и технику.

Теперь Вы сами преподаёте. Вы как-то сказали, что Ваша миссия – знакомить людей с флористикой. С какой флористикой Вы их знакомите? Какая она, по-вашему, флористика Дмитрия Туркана?

Моя флористика основана на интуиции, на чувствах и очень сильно - на эмоциях. И, на своих семинарах, я помогаю студентам научиться именно этому - интуитивно чувствовать каждый цветок, вкладывать в букет свою эмоциональную составляющую, свои ощущения. Конечно, техника и композиция очень важны, но первостепенным должна быть эмоция. Это очень хороший способ развить свой индивидуальный стиль, узнаваемый и отличный от других. Я не учу студентов делать так, как делаю букет я. Я учу не копировать ни мои букеты, ни какие-либо ещё, а развивать свою интуицию. Я даже не комментирую работы студентов, а заставляю делать это их самих. Если я скажу, что я бы поставил этот цветок туда, а этот вообще заменил, то букет станет моим. Гораздо важнее, чтобы студент сам анализировал свою работу, находил в ней ошибки и понимал, как следующий раз сделать лучше. Это один из способов научиться делать самобытные букеты и развить свой персональный стиль.

Судя по частоте и географии Ваших мастер классов и семинаров, Вы должны быть в курсе основных тенденции развития мировой флористики. Можете выделить какие-то направления? В чём её современное развитие?

Я с гордостью всегда говорю, что с географической точки зрения флористика сменила свой курс. Раньше она шла на север, в Прибалтику и Скандинавию. Сейчас же она идёт на восток: в Польшу, в Румынию, в Венгрию, в Украину и Россию. И, именно флористы восточного направления сейчас создают тренды. Их много, но я хочу выделить несколько из них. Первый тренд это - использование современных технических материалов во флористике. Раньше неживой материал использовался очень скромно, в помощь цветам. Сейчас же его выставляют на показ, ставят в одну планку с цветами. А второй тренд, это то, что сама профессия флориста становится многоуровневой. Мы сейчас не только делаем и продаем букеты, мы становимся и дизайнерами, и модельерами аксессуаров, и стилистами. Подобное расширение и размытие границ профессии открывает новые горизонты в развитии флористики. Я считаю, что это очень позитивно и интересно!

Такую многоуровневость можно увидеть и в Ваших работах. Как-то “Алиса в стране чудес” (инсталляция перевернутого пространства из прозрачных стульев в отеле Four Seasons Baku Kartel - ред.), как “Ёлка красная” в Баку (ёлка из выкрашенных досок, символизирующая стык эпох - ред.), как “Пустое ведро, наполненное всем” на занятиях у Питера Хесса (о нём мы писали, подробнее - ссылка). Это какой-то симбиоз флористики, архитектуры и дизайна.

Да, я люблю разнообразие, и это мой образ жизни. И моя задача поставить флористику на один уровень с традиционным искусством. Интегрировать в цветы философию, психологию. Показать, что флористика может быть иной, может цеплять, решать любые вопросы, может унять даже боль.

Я ощущаю себя не просто флористом, а художником. Реализуя себя в цветах и других направлениях искусства, неся их в массы, я получаю всё, что хочу в своей жизни.

И, кстати, еще один тренд, кроме совмещения самой флористики и другого вида искусства, по моему глубокому убеждению, является некая коллаборация, совместная работа флориста и автора другой профессии: архитектора, дизайнера, художника.

Наверное, как раз поисках такой коллаборации, в январе Вы объявили: “Родной Баку, прощай! Я ухожу в свободное плавание.” Хочется спросить, Ваш корабль, уже дошел до назначенного берега? И что теперь будет делать капитан?

Да, мой корабль уже бросил якорь. Теперь место его швартовки - Санкт-Петербург. А капитан ищет тихую бухту, свободное пространство для флористов-художников, которое будет их объединять. Я хочу создать некий центр притяжения для творческих людей, где они смогут развиваться. Наполнить жизнь Питера интересными флористическими событиями, и объединить людей и флористов.

Несомненно, это очень смелый и, наверное, важный Ваш шаг. А, какие флористические события в Вашей жизни Вы считаете самыми значимыми?

Переезд в Милан - период моей профессиональной деятельности, окончательно сформировавший мой флористический вкус и это очень значимое для меня событие с точки зрения образования. Потом был переезд в Баку - где произошло колоссальное развитие в профессиональном плане. И, конечно же, Чемпионат Европы по флористике в 2016 году - ключевое событие, мой “официальный вход” в мировую флористическую семью.

Дмитрий, давайте вернёмся к мастер классу, который Вы только что провели для украинских флористов, вернее к украинской флористике в общем. Вы уже не первый раз в Украине, как Вы оцениваете наш общий уровень?

Хочу сказать, что когда я был ещё маленьким, мне было где-то 10 лет, я уже тогда слышал “Роксолана”, “Бизнес Букет”, какие-то конкурсы, у нас гуляли какие-то мифы о букетах, которые здесь делали, это звучало как настоящая магия! А сегодня послушал, что у вас было и какие мероприятия у вас планируются. Вы действительно не стоите на месте и развиваетесь. И очень радостно, что флористы в Украине объединены. У вас много вопросов, идут какие-то бурные дебаты, вы организовываете фестивали, флористические мероприятия, мастер классы и т.д. Для меня очень почётно быть в Киеве!

Нам не менее почётно! Большое спасибо, что приехали в Украину! Дмитрий, и последний вопрос. Закончите, пожалуйста фразу: “Дмитрий Туркан это -...”

Дмитрий Туркан это … (задумался - ред.), это - спонтанный флорист и спонтанный человек.

__________

Фото во время интервью: Алёна Дудаева

Остальные фото: официальный сайт Дмитрия Туркана

Организация встречи: Ассоциация Украинских Флористов

Всем огромное спасибо!